Из каких разделов должен состоять бизнес план. Рекомендации по разработке бизнес-плана. Возможные дополнения структуры

Из каких разделов должен состоять бизнес план. Рекомендации по разработке бизнес-плана. Возможные дополнения структуры

У каждого банка или финансово-кредитной инстанции могут быть собственные требования к разработке бизнес-плана.

Перед открытием нового бизнеса или перед модернизацией действующего предприятия инициатору проекта необходимо знать, сколько денежных средств и в какой момент времени понадобится для достижения поставленных целей. Для прогнозирования тех или иных управленческих решений составляется бизнес план.

Наша компания предлагает широкий спектр услуг в области финансового моделирования,

  • построение финансовой модели (с нуля, без шаблонов);
  • составление бизнес плана;
  • разработка технико-экономического обоснования;
  • оптимизация текущих бизнес-процессов в действующем предприятии.

Мы предлагаем широкий спектр удобных пакетных предложений по приемлемым ценам, готовы уложиться в поставленные вами сроки (даже, если речь идет о выполнении работ в срочном порядке).

Мы готовы предложить взаимовыгодные условия сотрудничества в рамках реализации совместных проектов в области финансового моделирования и консалтинга.

Если вы являетесь представителем банка или другой финансово-кредитной инстанции мы с удовольствием рассмотрим подходящий вариант подготовки такого продукта, как финансовая модель, бизнес план или технико-экономическое обоснование для целей вашей компании или ваших заказчиков.

Составление бизнес плана представляет собой процесс плотного взаимодействия нашего специалиста с инициатором проекта или с созданной заказчиком проектной группы, в которую, как правило, входят: руководитель проекта, штатный экономист, бухгалтер, штатный технолог, маркетолог, а также другие привлеченные эксперты.

Чтобы составить бизнес план с максимальной детализацией необходимо качественно и правильно подойти к сбору и систематизации исходных данных. Подробная инструкция, касающаяся процесса подготовки исходных данных для составления бизнес плана, размещена .

Каждый бизнес план, разрабатываемый специалистами нашей компании, состоит из двух частей: финансовой модели и отчета.

Опыт последних лет нашей компании показывает, что финансовая модель становится самостоятельным и независимым продуктом, который требуется компании для проведения всестороннего анализа и учета всех операционно-хозяйственных процессов, происходящих на предприятии. Чаще всего, такая финансовая модель на языке заказчика, также носит название такого документа, как «бизнес план». По сути, чтобы составить бизнес план, в обязательном порядке необходимо создать финансовую модель, которая может раскрывать деятельность предприятия с разной степенью детализации (по годам, по кварталам, по месяцам).

В бизнес-плане предприятия или производства желательно добиться помесячной детализации, так как в детализации, к примеру, по годам есть риск не учесть кассовые разрывы. Если предприятие производит продукцию и имеет в своем штате большое количество сотрудников, не учет кассового разрыва чреват убытками и опасностью попадания в затруднительное положение. Именно поэтому на этапе составления прогнозной финансовой документации крайне важно всесторонне оценить собственный проект, чтобы, или избежать кассовых разрывов, или, в ситуациях, когда это невозможно, минимизировать отрицательные последствия путем оптимизации других финансовых потоков предприятия.

В структуре бизнес плана, размещенной ниже, можно увидеть такой раздел, как маркетинговый раздел рынка. Обращаем ваше внимание, что специалисты нашей компании не занимаются проведением ни полевых, ни кабинетных маркетинговых исследований. В случае, если в бизнес план необходимо включить анализ рынка, мы предлагаем вам воспользоваться собственной ресурсной базой или обратиться в специализированные агентства, которые готовы предоставить необходимую вам информацию.

В некоторых случаях, чтобы составить бизнес план по требованиям какого-либо определенного банка необходимо предоставить расчет ставки дисконтирования. В таких ситуациях финансовые аналитики нашей компании готовы предложить оптимальное для бизнеса заказчика значение ставки дисконтирования. Если этого недостаточно, то мы рекомендуем нашим заказчикам прибегнуть к услугам профессионального риск-аналитика.

Если вы планируете заказать бизнес план в нашей компании, мы предложим вам нашего штатного сотрудника, специализирующегося на вашей сфере бизнеса (промышленное производство, сельское хозяйство, лизинговые сделки, сфера услуг, общественное питание и т.д.). После этого наш квалифицированный специалист анализирует имеющиеся у вас исходные данные для разработки бизнес плана. Если исходных данных недостаточно, наш сотрудник формирует для вашего проекта подробный список вопросов.

После завершения процедуры финансового моделирования и после согласования с заказчиком итоговой версии финансовой модели наш специалист приступает к формированию отчета (печатной версии бизнес плана). Если финансовая модель составляется в прозрачной среде программного обеспечения на базе MS Excel и ее ценность заключается, в первую очередь, в электронном виде для возможности последующего внесения необходимых изменений или корректировок исходных данных, то печатная версия бизнес плана выполняется в текстовом редакторе MS Word. В ознакомительных целях на нашем сайте размещен пример отчета (или печатная версия бизнес-плана).

Как разработать бизнес-план? Из каких разделов состоит бизнес-план?

В ответ на эти вопросы по бизнес-планированию ниже приводятся р екомендации по разработке бизнес-плана

Бизнес-план: Введение

Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей.

Не существует стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует. Следовательно, требуются навыки и усидчивость, чтобы описать 3-х или 5-ти летнюю перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических
условиях ННГ. Поэтому значительной частью любого бизнес-плана будут разделы планомерного контроля и регулирования бизнеса.

Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям:
. выявлению целей бизнеса
. оказанию содействия выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса
. созданию системы измерения результатов деятельности
. предоставлению инструментария управления бизнесом
. предоставлению средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявления альтернативных стратегий выживания.
Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью разделов. Данный материал следует рассматривать как руководство по составлению бизнес-плана.

Основными разделами бизнес-плана являются следующие:
1. Краткое описание
2. Бизнес и его стратегия
3. Рынок и маркетинговая стратегия
4. Производство и эксплуатация
5. Управление и процесс принятия решений
6. Финансы
7. Факторы риска
8. Приложения

Этот раздел, к сожалению, часто недооценивается разработчиками. Хотя он является одним из самых важных разделов плана, так как может вызвать (или нет) интерес читателя (который мог бы стать потенциальным банкиром или инвестором).

Бизнес-план: Контрольный список вопросов для составления краткого описания

Бизнес
_ краткая история бизнеса, описывающая период его создания и роста
_ краткое описание существующей стадии развития бизнеса и среды, в которой
он ведется
_ краткое описание распределения акций, ответственности и т.д., и участия руководства в принятии стратегических решений
_ краткое описание целей бизнеса (например, указания о добавленной стоимости продукции при переработке и маркетинге)
_ описание того, как было решено осуществлять предлагаемый бизнес-план и
куда это может привести компанию

Продукция
_ краткое описание того, что делает продукцию уникальной и тех отличительных особенностей, которые ставят ее вне конкуренции в отношении ценообразования и/или качества и/или продолжительности поставок сырья

Рынок
_ существующая емкость рынка, рост
_ внутренний и/или международный
_ каналы распределения
_ прогнозируемый рост
_ предполагаемая доля рынка (по подтвержденным оценкам)

Руководство и персонал
_ насколько укомплектован штат?
_ каков образовательный уровень?
_ какой уровень безработицы в данной области бизнеса?
_ краткое описание имеющегося опыта (подчеркните сильные стороны!)

Финансирование
_ описание точных целей требуемого финансирования
_ прогнозирование доходов и чистого дохода после уплаты налогов на три по-
следующие года
_ проектирование начала поступления прибыли

Бизнес-план: Краткое описание

Этот раздел представляет собой тщательное описание компании. Он не должен превышать 5-ти страниц.
_ Контрольный список вопросов для описания бизнеса и его общей стратегии
_ описание организации бизнеса, форм участия в нем, совета директоров, схемы управления и высокопрофессионального персонала
_ описание целей бизнеса
_ какими вам представляются экономические преимущества?
_ будет ли являться добавленная стоимость производства продукции или услуг, характеристикой процесса переработки и маркетинга?
_ Описание стратегии бизнеса
_ на какой стадии находится бизнес в настоящее время?
_ какие стадии роста могут быть предсказаны на следующие 3-5 лет?
_ Описание основных характеристик продукции и услуг:
_ цены и качества
_ стоимости в сравнении с конкурентами
_ любых негативных характеристик бизнеса, и как они могут быть скорректированы или устранены
_ правил и положений, и как их следует соблюдать
_ Описание стратегии управления и стратегии маркетинга, которым необходимо
следовать, например, для сокращения расходов, получения более высокой добавленной стоимости, приобретения лидерской позиции по качеству продукции
_ Общее описание рынка
_ к какому рынку будете стремиться?
_ создает ли данный бизнес новый спрос или удовлетворяет уже существующий спрос?
_ каков потенциальный рост рынка?
_ чем является продукция для покупателя?
_ кто является покупателями (например, оптовые закупщики, экспортеры)?
_ кто является конкурентами и какова их доля на рынке, их сильные и слабые стороны?

Бизнес и его общая стратегия

Бизнес-план: Маркетинговый анализ

Предприниматель должен показать, что он хорошо понимает рынок и требования
рынка к своей продукции. В этом разделе будет оцениваться предполагаемый до-
ход вашего бизнеса.
Этот раздел должен состоять из:
анализа сектора промышленности
. структура данного сектора имеет большое влияние на успех бизнеса
анализа нужд потребителей
. ваш бизнес должен удовлетворять ожиданиям потребителей, таких, как розничные или оптовые торговцы, и/или конечные пользователи, являющиеся собственниками магазинов или переработчиками вашей продукции
анализа конкурентов
. рыночная экономика - это конкуренция. Чтобы выжить и иметь успех, вам необходимо знать, кто является вашими конкурентами, как они ведут бизнес, по возможности - ключевые факторы их успеха.
анализа ССВУ
. с учетом всех аспектов, описанных ранее, может быть проведен анализ ССВУ.

Этот анализ Сильных и Слабых сторон, Возможностей и Угроз бизнеса, основанный на исследовании действительного и потенциального рынков. Данный анализ служит средством выявления сравнительных преимуществ вашего бизнеса.
_ Контрольный список вопросов для анализа рынка

Бизнес-план: Анализ сектора промышленности
_ Каков общий объем продаж по данному сектору?
_ Каков общий объем продаж продукции, рассматриваемой в бизнес-плане?
_ Какую часть продукции необходимо продавать на региональном, национальном и международном рынках?
_ Каковы тенденции (прогнозы) продаж продукции на внутреннем и международном рынках?
_ Какова обычная величина валовой прибыли?
_ Каковы сегменты рынка (географические, промышленные, оптовые торговцы,
и т.д.) в секторе промышленности, который представляет данный бизнес?
_ Опишите все соответствующие сегменты рынка и тенденции их роста
_ Какова средняя прибыльность соответствующей продукции?
_ Каковы ограничения по продажам продукции данного бизнеса, и как предполагается их преодолевать?
_ Опишите объем и местоположение бизнеса, подобного рассматриваемому.

Бизнес-план: Оценка нужд потребителей
Посредник:
_ Какая необходима упаковка продукции?
_ Каков срок хранения продукции?
_ Как часто могут производиться поставки?
_ Каковы условия оплаты (кредитования)?
_ Каковы требуемые гарантии?

Бизнес-план: Конечный пользователь:
_ Кто является конечными пользователями?
_ Где они находятся?
_ Как часто покупают продукцию?
_ Как реагируют на цену продукции?
_ Как определяют качество продукции?

Бизнес-план: Маркетинговый анализ и маркетинговая стратегия
_ Каких специальных качеств продукции хотят?
_ Сколько хотели бы заплатить за обслуживание?
_ Насколько удовлетворены существующей продукцией?
и особенно для потребителей:
_ Типы людей, покупающих продукцию
_ На основе каких факторов они принимают решение о покупке?
_ Какой уровень их дохода или к какой группе они относятся?
_ Какие магазины посещают, чтобы купить продукцию?
_ Делают ли сравнительные покупки?
_ Какой тип продвижения товара на рынок будет стимулировать их покупки?

Бизнес-план: Анализ конкурентов
_ Каково качество продукции и услуг?
_ Какова репутация?
_ Лояльны ли к ним их покупатели?
_ Каков размер бизнеса (количественная оценка) ?
_ Какой тип гарантий предлагают?
_ Как распределяют свою продукцию?
_ Насколько эффективны?
_ Имеются ли надежные финансовые ресурсы?
_ Хорошо ли осуществляется руководство бизнесом?

Бизнес-план: Анализ ССВУ

Невозможно составить контрольный список вопросов для проведения анализа ССВУ, поскольку содержание такого анализа весьма специфично (основные положения нигде не изложены). Для облегчения задачи, мы предоставляем лишь описание концепции анализа ССВУ и приводим некоторые примеры...

Скачать полный документ

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 СТРУКТУРА плана гражданской обороны (наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти) План состоит из текстовой части и приложений. Текстовая часть включает три раздела. РАЗДЕЛ I. Краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника 1. Общие сведения о (наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти) - структура территориального органа федерального органа исполнительной власти; - общая характеристика территориального органа федерального органа исполнительной власти и организаций, находящихся в ведении территориального органа федерального органа исполнительной власти (адреса организаций, продолжающих работу в военное время, категории организаций по гражданской обороне, численности наибольших работающих смен подведомственных организаций, наличие источников потенциальной опасности и др.). 2. Возможные масштабы и характер последствий после нападения противника: а) степень возможных разрушений зданий и сооружений объектов территориального органа федерального органа исполнительной власти, ориентировочные потери работников, производственных мощностей, сил и средств гражданской обороны; б) радиационная, химическая, биологическая, пожарная и медицинская обстановка, образование зон катастрофического затопления в районах размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти и организаций, находящихся в ведении территориального органа федерального органа исполнительной власти; в) ориентировочный объем предстоящих АСДНР в территориальных органах федерального органа исполнительной власти и организациях, находящихся в ведении территориального органа федерального органа исполнительной власти, при планомерном приведении в готовность гражданской обороны и при внезапном нападении противника. 3. Выводы из оценки обстановки а) показатели выводов из оценки возможной обстановки для принятия решения по гражданской обороне, в том числе:

2 2 прогноз общего объема завалов, образующихся на поражаемых объектах вследствие ударов противника и требующих расчистки до проведения спасательных работ; прогноз размера площадей зон сильных, средних и слабых разрушений, образующихся вследствие избыточного давления при взрывах головных частей высокоточного оружия; прогноз размера площадей образующихся зон пожаров, требующих применения сил пожаротушения; прогноз размера площадей зон затопления; прогноз размера объема работ по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения; прогноз размера площадей радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения; прогноз медицинской обстановки; прогноз безвозвратных и санитарных потерь работников вследствие воздействия вторичных поражающих факторов; б) ориентировочный перечень и объем основных предстоящих АСДНР, проводимых в территориальном органе федерального органа исполнительной власти после нападения противника, в том числе по: разведке маршрутов, очагов поражения для обеспечения действий сил гражданской обороны; разборке завалов; расчистке маршрутов и устройству подъездов в завалах; количеству растворов, рецептур и веществ, применяемых при ликвидации аварий на химически опасных объектах; ликвидации аварий на коммунальных и энергетических сетях; локализации и тушению пожаров; локализации очагов химического заражения; санитарной обработке людей; дезактивации техники; дезактивации зданий, сооружений и дорог. Раздел II. Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны 1. Порядок приведения в готовность гражданской обороны 1.1. Порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне: а) порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой очереди; б) порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне второй очереди: в) порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне третьей очереди:

3 Мероприятия по гражданской обороне, при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации: постановка задач по непосредственной подготовке к выполнению мероприятий по планам гражданской обороны и защиты населения; уточнение планов гражданской обороны и защиты населения, формализованных документов по гражданской обороне и основных показателей гражданской обороны; уточнение порядка взаимодействия и обмена информацией в области гражданской обороны при выполнении мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей; уточнение состава, должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и входящих в составы оперативных групп, выводимых на запасные пункты управления, задач и порядка их работы; проверка готовности систем связи и оповещения гражданской обороны; уточнение планов поставок продукции (работ, услуг) для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по мобилизационному плану экономики Российской Федерации уточнение с органами военного управления маршрутов, порядка использования транспортных средств, техники и коммуникаций для проведения эвакуационных мероприятий и создания группировки сил гражданской обороны в безопасных районах; анализ готовности муниципального образования и организаций к ведению гражданской обороны, представление докладов о ходе непосредственной подготовки к выполнению мероприятий по гражданской обороне по планам гражданской обороны и защиты населения. 2. Организация мероприятий по защите работников территориального органа федерального органа исполнительной власти а) организация укрытия в защитных сооружениях: наличие и потребность в защитных сооружениях гражданской обороны; порядок и сроки приведения в готовность защитных сооружений гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и другого необходимого имущества, расчет распределения укрываемых; порядок и сроки строительства недостающих защитных сооружений и их материально-техническое обеспечение, расчет распределения укрываемых; б) организация радиационной и химической защиты: потребность и наличие приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и средств индивидуальной защиты; порядок обеспечения работников территориального органа федерального органа исполнительной власти средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

4 4 порядок введения режимов радиационной защиты и работы в условиях радиоактивного загрязнения; выявление и оценка радиационной и химической обстановки; организация радиационного и химического контроля; мероприятия по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному виду заражения; организация санитарной обработки людей, обеззараживания техники, зданий и сооружений; организация защиты работников территориального органа федерального органа исполнительной власти от радиоактивных веществ, отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ и биологических средств; наименование, количество и численность привлекаемых сил и средств; в) организация медицинской защиты: порядок проведения медицинских мероприятий, силы и средства медицинской защиты, приведение их в готовность; организация медицинского обеспечения в пунктах постоянной дислокации, при выполнении мероприятий по эвакуации и в безопасных районах загородной зоны; порядок и сроки выдачи медицинских средств индивидуальной защиты и радиозащитных препаратов; организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; наименование, количество и численность привлекаемых сил; г) организация мероприятий по эвакуации: общий порядок проведения эвакуации в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, его органах, подведомственных организациях и организациях, находящихся в ведении территориального органа федерального органа исполнительной власти, в том числе: порядок оповещения о начале проведения эвакуационных мероприятий; списки подведомственных организаций, продолжающих работу на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, с указанием численности рассредоточиваемых сотрудников и эвакуируемых членов семей, районы рассредоточения и эвакуации в загородной зоне; списки подведомственных организаций, переносящих деятельность в загородную зону, с указанием численности эвакуируемых, районов размещения в загородной зоне и наличия инфраструктуры для возобновления профильной деятельности в указанных районах; списки подведомственных организаций, прекращающих работу в военное время, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, с указанием численности сотрудников и членов их семей; транспортное и другие виды обеспечения эвакуации и рассредоточения; порядок управления в период проведения эвакуационных мероприятий и после прибытия в пункты эвакуации и рассредоточения; порядок вывоза материальных ценностей;

5 5 порядок хранения документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации, а также порядок передачи и охраны их; порядок подготовки пунктов (баз), предназначенных для размещения эвакуируемых; наименование, количество и численность привлекаемых сил, обеспечивающих эвакуацию. 3. Порядок организации управления, связи и оповещения а) организация оповещения и сбора работников территориального органа федерального органа исполнительной власти при приведении в готовность гражданской обороны; б) организация управления в пунктах постоянной дислокации, во время передислокации на запасные пункты управления и в загородной зоне; в) порядок приведения в готовность запасных пунктов управления; г) состав и задачи оперативных групп, убывающих на запасные пункты управления, сроки убытия и прибытия на запасные пункты управления; д) сроки занятия запасных пунктов управления; е) организация связи. 4. Порядок приведения в готовность сил гражданской обороны для проведения АСДНР а) состав и оснащенность сил гражданской обороны, предназначенных для ведения АСДНР; б) порядок приведения в готовность и организация применения сил гражданской обороны; в) состав сил и средств гражданской обороны, действующих в интересах территориального органа федерального органа исполнительной власти. 5. Организация обеспечения мероприятий по гражданской обороне порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе: общей разведки; инженерного обеспечения; радиационной, химической и биологической защиты; медицинского обеспечения; материального обеспечения; технического обеспечения; транспортного обеспечения; противопожарного обеспечения; гидрометеорологического обеспечения; охраны общественного порядка.

6 6 РАЗДЕЛ III. Выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника 1. Организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления а) организация оповещения руководства территориального органа федерального органа исполнительной власти, порядок оповещения организаций, находящихся в ведении территориального органа федерального органа исполнительной власти; б) введение режимов световой и других видов маскировки, порядок отключения систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения на объектах территориального органа федерального органа исполнительной власти; в) организация выдачи средств индивидуальной защиты; г) организация укрытия работников территориального органа федерального органа исполнительной власти и подведомственных организаций в защитных сооружениях. 2. Организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления а) восстановление управления и связи, порядок занятия органами управления запасных пунктов управления; б) организация сбора данных и оценка обстановки, сложившейся в результате нападения противника; в) порядок приведения в готовность сил гражданской обороны и организация проведения АСДНР, в том числе порядок оказания медицинской помощи и эвакуации пострадавших в лечебные учреждения; е) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне. Приложения: 1. Возможная обстановка в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в результате нападения противника. 2. Основные показатели состояния гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти, по состоянию на 1 января текущего года. 3. План организации управления, оповещения и связи территориального органа федерального органа исполнительной власти. 4. Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне. 5 План наращивания инженерной защиты территориального органа федерального органа исполнительной власти при приведении в готовность гражданской обороны.

7 7 6. Состав сил и средств гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти. 7. Основные показатели планирования эвакуационных мероприятий в территориальном органе федерального органа исполнительной власти. 8. План эвакуации и рассредоточения работников территориального органа федерального органа исполнительной власти. 9. Расчет укрытия работников территориального органа федерального органа исполнительной власти в пункте постоянной дислокации в рабочее время при внезапном нападении противника, по состоянию на 1 января текущего года. 10. Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам территориального органа федерального органа исполнительной власти. 11. Состав оперативных групп и порядок убытия их на запасные пункты управления. Руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи

8 8 Гриф экз. Приложение 1 к плану гражданской обороны наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти (далее ТО ФОИВ) ВОЗМОЖНАЯ ОБСТАНОВКА в в результате нападения противника (исполняется на карте с пояснительной запиской) Условные обозначения Руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи

9 9 Гриф экз. Приложение 1 к плану гражданской обороны ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к возможной обстановке в результате нападения противника (исполняется в виде таблиц на карте и отдельно текстуально, в формате А4 в книжном виде формата MS Word) В пояснительной записке отражается: а) площади зон возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления, а также численности работников территориального органа федерального органа исполнительной власти, попадающего в них; б) общая площадь заражения аварийно химически опасными веществами, возникшая в результате вторичных очагов поражения; в) общие, в том числе безвозвратные и санитарные, потери работников территориального органа федерального органа исполнительной власти; г) характеристика зон возможного катастрофического затопления (площадь и численность работников территориального органа федерального органа исполнительной власти, попадающего в них). Руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи

10 10 Гриф экз. Приложение 2 к плану гражданской обороны ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ состояния гражданской обороны по состоянию на 1 января текущего года единица Наименование показателя измерения Всего I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1. Площадь территории тыс. км 2 2. Территории, отнесенные к особой группе по гражданской ед. обороне 2.1 Площадь тыс. км Население, всего: тыс. чел по возрастным группам: детей до 1,5 лет тыс. чел детей от 1,5 до 17 лет тыс. чел взрослого населения тыс. чел по категории: трудоспособного тыс. чел нетрудоспособного тыс. чел. 3. Территории, отнесенные к I группе по гражданской ед. обороне 3.1 Площадь тыс. км Население, всего тыс. чел по возрастным группам: детей до 1,5 лет тыс. чел детей от 1,5 до 17 лет тыс. чел взрослого населения тыс. чел по категории: трудоспособного тыс. чел нетрудоспособного тыс. чел. 4. Территории, отнесенные ко II группе по гражданской ед. обороне 4.1 Площадь тыс. км Население, всего тыс. чел по возрастным группам: детей до 1,5 лет тыс. чел детей от 1,5 до 17 лет тыс. чел взрослого населения тыс. чел по категории: трудоспособного тыс. чел. 5. Территории, отнесенные к III группе по гражданской обороне ед.

11 11 единица Наименование показателя измерения Всего Площадь тыс. км Население, всего тыс. чел по возрастным группам: детей до 1,5 лет тыс. чел детей от 1,5 до 17 лет тыс. чел взрослого населения тыс. чел по категории: трудоспособного тыс. чел нетрудоспособного тыс. чел. 6. Населенных пунктов, не отнесенных к группам по ед. гражданской обороне, имеющих объекты, отнесенные к категории "особой важности" 6.1 Площадь тыс. км Население, всего тыс. чел по возрастным группам: детей до 1,5 лет тыс. чел детей от 1,5 до 17 лет тыс. чел взрослого населения тыс. чел по категории: трудоспособного тыс. чел нетрудоспособного тыс. чел. 7. Организаций, отнесенных к категориям по гражданской ед. обороне: 7.1 "Особой важности" ед. 7.2 I категории ед. 7.3 II категории ед. 7.4 Ж/д станций I категории ед. 8. Численность персонала организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне: 8.1 "Особой важности" тыс. чел. 8.2 I категории тыс. чел. 8.3 II категории тыс. чел. 8.4 Ж/д станций I категории тыс. чел. 9. Численность наибольших работающих смен организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне: 9.1 "Особой важности" тыс. чел. 9.2 I категории тыс. чел. 9.3 II категории тыс. чел. 9.4 Ж/д станций I категории тыс. чел. 10. Радиационно опасные объекты ед Численность персонала тыс. чел Численность НРС тыс. чел Площадь зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) тыс. км Численность населения, проживающего в зонах тыс. чел. возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) 11. Химически опасные объекты ед.

12 12 единица Наименование показателя измерения Всего Численность персонала тыс. чел Численность НРС тыс. чел Площадь зон возможного опасного химического тыс. км 2 загрязнения (заражения) 11.4 Численность населения, проживающего в зонах тыс. чел. возможного опасного химического загрязнения (заражения) 12. Биологически опасные объекты ед Численность персонала тыс. чел Численность НРС тыс. чел Площадь зон возможного биологического загрязнения (заражения) тыс. км Численность населения, проживающего в зонах тыс. чел. возможного биологического загрязнения (заражения) 13. Гидротехнические сооружения ед Численность персонала тыс. чел Численность НРС тыс. чел Прогнозируемая площадь катастрофического затопления тыс. км Численность населения, проживающего в зоне тыс. чел. катастрофического затопления II. УКРЫТИЕ НАСЕЛЕНИЯ И НРС 1. Численность населения (с учетом НРС), подлежащего тыс. чел. укрытию 2. Укрывается населения тыс. чел. 2.1 в убежищах всех классов тыс. чел в противорадиационных укрытиях тыс. чел. 2.3 в быстровозводимых убежищах тыс. чел. 2.4 в убежищах с упрощенным оборудованием тыс. чел. 2.5 в метрополитенах тыс. чел. 2.6 в подвальных и других заглубленных помещениях тыс. чел. 2,7 в подземных горных выработках тыс. чел. Укрывается населения % в убежищах всех классов % в противорадиационных укрытиях % в быстровозводимых убежищах % в убежищах с упрощенным оборудованием % в метрополитенах % в подвальных и других заглубленных помещениях % в подземных горных выработках % 3. Количество имеющихся защитных сооружений ед. гражданской обороны для укрытия населения 3.1 убежищ всех классов ед. 3.2 противорадиационных укрытий ед. 4. Вместимость имеющихся защитных сооружений тыс. чел. гражданской обороны для укрытия населения 4.1 убежищ всех классов тыс. чел. 4.2 противорадиационных укрытий тыс. чел. 5. Количество защитных сооружений гражданской обороны ед.

13 13 единица Наименование показателя измерения Всего для укрытия НРС 5.1 убежищ всех классов ед. 5.2 противорадиационных укрытий ед. 6. Вместимость защитных сооружений гражданской тыс. чел. обороны для укрытия НРС 6.1 убежищ всех классов тыс. чел. 6.2 противорадиационных укрытий тыс. чел. 7. Состояние имеющихся убежищ 7.1 готово к приему укрываемых ед. 7.2 ограниченно готово к приему укрываемых ед. 7.3 не готово ед. 8. Состояние имеющихся ПРУ 8.1 готово к приему укрываемых ед. 8.2 ограниченно готово к приему укрываемых ед. 8.3 не готово ед. 9. Планируется использование подвальных и других ед. заглубленных помещений 9.1 вместимость тыс. чел. 10. Укрывается населения при внезапном нападении тыс. чел. противника 10.1 в убежищах всех классов тыс. чел в противорадиационных укрытиях тыс. чел. Укрывается населения при внезапном нападении % противника в убежищах всех классов % в противорадиационных укрытиях % III. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СИЗОД И ПРИБОРАМИ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ 1. Численность населения, подлежащего обеспечению СИЗОД 1.1 детей до 1,5 лет - камерами защитными детскими тыс. чел. 1.2 детей от 1,5 до 17 лет - противогазами детскими тыс. чел. фильтрующими 1.3 взрослого населения - гражданскими противогазами тыс. чел. 1.4 респираторами тыс.чел. 2. Обеспеченность СИЗОД 2.1 детей до 1,5 лет - камерами защитными детскими тыс. чел. 2.2 детей от 1,5 до 17 лет - противогазами детскими тыс. чел. фильтрующими 2.3 взрослого населения - гражданскими противогазами тыс. чел. 2.4 респираторами тыс.чел. Обеспеченность СИЗОД детей до 1,5 лет - камерами защитными детскими % детей от 1,5 до 17 лет - противогазами детскими % фильтрующими взрослого населения - гражданскими противогазами % респираторами % 3. Потребность в обеспечении приборами РХР и К

14 14 единица Наименование показателя измерения Всего аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (приказ МЧС России 999) 3.1 Приборов радиационной разведки тыс. шт. 3.2 Приборов химической разведки тыс. шт. 3.3 Приборов контроля тыс. шт. 4 Обеспеченность приборами радиационной и химической разведки, контроля 4,1 Обеспеченность приборами радиационной разведки тыс. шт. 4,2 Обеспеченность приборами химической разведки тыс. шт. 4,3 Обеспеченность приборами контроля тыс. шт. Обеспеченность приборами радиационной и химической разведки, контроля Обеспеченность приборами радиационной разведки % Обеспеченность приборами химической разведки % Обеспеченность приборами контроля % 5. Организовано хранение СИЗОД: 5.1 На складах органов исполнительной власти субъектов тыс. шт. Российской Федерации 5.2 На складах органов местного самоуправления тыс. шт. 5.3 В организациях тыс. шт. 6. Противогазов, подлежащих утилизации: 6.1 На складах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации тыс. шт. 6.2 На складах органов местного самоуправления тыс. шт. 6.3 В организациях тыс. шт. IV. ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ 1. Численность населения, подлежащего эвакуации (на территории субъекта РФ) тыс. чел. 1.1 в том числе по территориям из населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО тыс. чел из населенных пунктов, не отнесенных к группам по ГО, с тыс. чел. объектами «ОВ» из населенных пунктов, не отнесенных к группам по ГО, с объектами I категории (за исключением населенных пунктов, указанных в п) тыс. чел из населенных пунктов с ж/д станциями I категории тыс. чел из зон возможного катастрофического затопления в тыс. чел. пределах 4-часового добегания волны прорыва из зон возможного опасного химического заражения тыс. чел из зон возможного опасного радиационного загрязнения тыс. чел. 1.2 в том числе по способу эвакуации пешим порядком тыс. чел железнодорожным транспортом тыс. чел автомобильным транспортом тыс. чел водным транспортом тыс. чел воздушным транспортом тыс. чел. 2. Планируется использование транспортных средств: ед. 2.1 поездов ед.

15 15 единица Наименование показателя измерения Всего автомобилей ед. 2.3 речных и морских судов ед. 2.4 самолетов, вертолетов ед. 3. Общий срок эвакуации чаc. 4. Планируется эвакуировать населения (нарастающим тыс. чел. итогом) 4.1 За 6 часов тыс. чел. 4.2 За 12 часов тыс. чел. 4.3 За 18 часов тыс. чел. 4.4 За 24 часа тыс. чел. 4.5 За 30 часов тыс. чел. 4.6 За 36 часов тыс. чел. 4.7 За 42 часа тыс. чел. 4.8 За 48 часов тыс. чел. 4.9 За 54 часа тыс. чел За 60 часов тыс. чел За 66 часов тыс. чел За 72 часа тыс. чел За 158 часов тыс. чел. За 6 часов % За 12 часов % За 18 часов % За 24 часа % За 30 часов % За 36 часов % За 42 часа % За 48 часов % За 54 часа % За 60 часов % За 66 часов % За 72 часа % За 158 часов % 5. Численность населения, подлежащего эвакуации на территорию другого федерального округа Российской Федерации тыс. чел. 6. Численность эваконаселения, размещаемого на тыс. чел. подведомственной территории 6.1 В том числе эваконаселения из других федеральных тыс. чел. округов, размещаемого на подведомственной территории 6.2 В существующих зданиях, из них: тыс. чел в жилом фонде (путем подселения) тыс. чел в общественных, зданиях учреждений и предприятий тыс. чел. 6.3 Во временно разворачиваемом жилом фонде (палатки, модули) тыс. чел. 7. Существующие возможности по обеспечению эвакуируемого населения в местах его размещения на подведомственной территории (по действующим нормам):

16 16 единица Наименование показателя измерения Всего защитными сооружениями ГО, подвальными и другими тыс. чел. заглубленными помещениями 7.2 водой тыс. чел. 7.3 продовольствием тыс. чел. 7.4 предметами первой необходимости тыс. чел. 7.5 медицинским обслуживанием тыс. чел. V. СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ 1. Спасательные воинские формирования МЧС России (заполняется региональными центрами МЧС России): 1.1 личный состав тыс. чел. 1.2 инженерная техника ед. 1.3 специальная техника ед. 1.4 автотранспортная техника ед. 1.5 авиационная техника ед. 2. Подразделения Федеральной противопожарной службы (заполняется региональными центрами МЧС России): 2.1 личный состав тыс. чел. 2.2 инженерная техника ед. 2.3 специальная техника ед. 2.4 автотранспортная техника ед. 3. Аварийно-спасательные формирования: 3.1 личный состав тыс. чел. 3.2 инженерная техника ед. 3.3 специальная техника ед. 3.4 автотранспортная техника ед. 4. Спасательные службы: 4.1 личный состав тыс. чел. 4.2 инженерная техника ед. 4.3 специальная техника ед. 4.4 автотранспортная техника ед. 5. Силы и средства выделяемые по планам взаимодействия с органами военного командования ВС РФ и другими родами войск: 5.1 в интересах ГО (МЧС России): личного состава тыс. чел инженерной техники ед специальной техники ед автотранспортной техники ед. 5.2 в интересах органов военного управления ВС РФ от МЧС России: личного состава тыс. чел инженерной техники ед специальной техники ед автотранспортной техники ед. 6. Учреждений СНЛК в том числе: ед. 6.1 центров санитарно-эпидемиологического надзора ед. 6.2 ветеринарных лабораторий ед. 6.3 проектно-изыскательских станций и агрохимических ед.

17 17 единица Наименование показателя измерения Всего лабораторий 6.4 гидрометеорологических станций ед. 6.5 другие ед. 7. Нештатные аварийно-спасательные формирования ед. 7.1 территориальные ед. 7.2 организаций ед. 7.3 Всего зачислено в НАСФ, в том числе: тыс. чел территориальные тыс. чел организаций тыс. чел. 8. Имеющиеся НАСФ, по предназначению: ед. тыс. чел. 8.1 для проведения аварийно-спасательных работ ед. тыс. чел. 8.2 медицинские ед. тыс. чел. 8.3 радиационной, химической и биологической защиты ед. тыс. чел. 8.4 противопожарные ед. тыс. чел. 8.5 защиты животных и растений ед. тыс. чел. 8.6 разведки ед. тыс. чел. 8.7 санитарной обработки и обеззараживания ед. тыс. чел. 8.8 охраны общественного порядка ед. тыс. чел. 8.9 по обслуживанию защитных сооружений ед. тыс. чел обеспечения (питания, вещевого снабжения, подвоза воды, автотранспортного обеспечения) ед. тыс. чел другие ед. тыс. чел. VI. ЗАЩИТА ВОДОИСТОЧНИКОВ И СИСТЕМ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ 1 Объекты централизованных систем водоснабжения 1.1 Количество и мощность головных сооружений ед. тыс. м 3 в сут в том числе базирующихся на подземных источниках ед. тыс. м 3 в из них - обеспеченных резервным источником энергоснабжения сут. ед. тыс. м 3 в сут. 1.2 Объем воды в системах подачи и распределения воды тыс. м3

18 18 единица Наименование показателя измерения Всего в том числе отвечающих требованиям норм тыс. м Количество и объем резервуаров питьевой воды ед. тыс. м в том числе отвечающих требованиям норм ед. тыс. м 3 2 Отдельно стоящие объекты водоснабжения 2.1 Количество и дебит водозаборных скважин ед. тыс. м 3 в сут в том числе отвечающих требованиям норм ед. тыс. м 3 в сут из них - обеспеченных резервными источником ед. энергоснабжения тыс. м 3 в сут. Руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи

19 19 Гриф экз. Приложение 3 к плану гражданской обороны ПЛАН организации управления, связи и оповещения (разрабатывается на карте с пояснительной запиской) Условные обозначения Руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи

20 20 Гриф экз. Приложение 3 к плану гражданской обороны ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к плану организации управления, связи и оповещения (исполняется в виде таблиц на карте и отдельно текстуально, в формате А4 в книжном виде формата MS Word) В пояснительной записке отражается: а) расчет сил и средств связи и оповещения по пунктам управления; б) таблица позывных должностных лиц; в) таблица позывных узлов связи; г) таблица сигналов управления и оповещения. ПРИЛОЖЕНИЯ: 1. Схема оперативной связи с указанием направлений связи с подчиненными и взаимодействующими органами управления, видов и средств связи. 2. Схема оповещения территориального органа федерального органа исполнительной власти. 3. Графики занятия запасных пунктов управления оперативными группами и основным составом территориального органа федерального органа исполнительной власти. Руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи

21 Гриф экз. Приложение 4 к плану гражданской обороны КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН выполнения основных мероприятий по гражданской обороне Наименование мероприятий по гражданской обороне Объем выполняе мых работ, единица измерения Продолжительность выполнения первые сутки Сроки проведения вторые сутки Исполнители последующие сутки минуты часы часы I. При планомерном приведении в готовность гражданской обороны а) мероприятия по гражданской обороне первой очереди б) мероприятия по гражданской обороне второй очереди в) мероприятия по гражданской обороне третьей очереди г) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение частичной эвакуации д) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение эвакуационных мероприятий в полном объеме е) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на сработку (выпуск воды) крупных водохранилищ

22 22 Наименование мероприятий по гражданской обороне Объем выполняе мых работ, единица измерения Продолжительность выполнения первые сутки Сроки проведения вторые сутки Исполнители последующие сутки минуты часы часы ж) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на вывод формирований в загородную зону II. При внезапном нападении противника а) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной опасности («Воздушная тревога») б) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги») в) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге г) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое химической тревоги д) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о радиационной опасности е) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое радиационной опасности Руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи

23 23 Примечание: 1. Приложение исполнять на листе формата А4 в альбомном виде в формате MS Excel 2. Линии (стрелки) сроков выполнения основных мероприятий по гражданской обороне выделять нижеприведенными цветами (желательно их скопировать на компьютер исполнителя) (цвет линии окантовки черный): I. При планомерном приведении в готовность гражданской обороны а) мероприятия по гражданской обороне первой очереди зеленый б) мероприятия по гражданской обороне второй очереди синий в) мероприятия по гражданской обороне третьей очереди красный г) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение частичной эвакуации сиреневый д) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение эвакуационных мероприятий в полном объеме е) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на сработку (выпуск воды) крупных водохранилищ ж) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на вывод формирований в загородную зону II. При внезапном нападении противника а) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной опасности («Воздушная тревога») фиолетовый голубой темно зеленый малиновый б) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной опасности («Отбой нет цвета воздушной тревоги») в) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге жёлтый г) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое химической тревоги серый д) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о радиационной опасности коричневый е) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое радиационной опасности оранжевый

24 ж) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об угрозе катастрофического затопления бирюзовый 24

25 ПЛАН наращивания инженерной защиты Гриф экз. Приложение 5 к плану гражданской обороны Количество и вместимость Вид работы с у т к и Примечание В пункте постоянной дислокации 1. Приведение в готовность существующих убежищ 2. Приспособление имеющихся подвалов и заглубленных помещений 3. Достройка убежищ по планам текущего года 4. Строительство быстровозводимых убежищ 5. Строительство простейших укрытий Всего: 2. В загородной зоне 1. Приспособление имеющихся подвалов 2. Строительство противорадиационных укрытий 3. Строительство простейших укрытий Всего: Руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи

26 26 Гриф экз. Приложение 6 к плану гражданской обороны СОСТАВ сил и средств гражданской обороны Всего работников человек, из них зачислено: в спасательные службы человек (%) в аварийно-спасательные службы человек (%), в том числе в состав нештатных формирований гражданской обороны человек (%) не подлежит зачислению в аварийно-спасательные формирования (службы) человек (%) Наименование формирования Количество формирований л/состава приборы радиационной, в том числе в том числе химической, Всего, повышенной Всего, повышенной биологической единиц готовности, единиц готовности, разведки и единиц (%) единиц (%) контроля, единиц Оснащение средства связи, единиц автотранспорт, единиц специальная техника, единиц Время готовности, «Время получения сигнала» Руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи

27 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ планирования эвакуационных мероприятий в по состоянию на 1 января текущего года Наименование основных показателей I. Планируется к общей эвакуации и рассредоточению 1. Всего подлежит эвакуации: - работников центрального аппарата - работников территориальных органов - работников организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти 2. Всего подлежит рассредоточению наибольшей работающей смены 3. Планируется к эвакуации: - железнодорожным транспортом - автомобильным транспортом - водным транспортом - пешим порядком 4. Планируемые транспортные средства - поездов - общее количество вагонов в них - автомобилей Гриф экз. Приложение 7 к плану гражданской обороны Значение количество количество количество количество - судов II. Планируемая динамика общей эвакуации (нарастающим итогом с момента получения распоряжения на проведение общей эвакуации) 1. Эвакуируется: - за 12 часов - за 18 часов - за 24 часа 2. Рассредоточиваются вторая и третья смены организаций, продолжающих функционировать в военное время за часов III. Планируемая динамика частичной эвакуации 1. Планируется к частичной эвакуации, всего В том числе: - автотранспортом - железнодорожным транспортом 2. Эвакуируется: - за 1 сутки - за 2 сутки

28 28 - за 3 сутки - за 4 сутки - за 5 сутки Наименование основных показателей Значение IV. Подлежит размещению в загородной зоне 1. Всего подлежит размещению по эвакуации 2. Всего подлежит размещению по рассредоточению V. Всего рассредоточивается и эвакуируется 1. Всего подлежит эвакуации Секретарь эвакуационной комиссии подпись расшифровка подписи

29 29 Гриф экз. Приложение 8 к плану гражданской обороны СОГЛАСОВАНО Руководитель органа исполнительной власти наименование субъекта РФ подпись расшифровка подписи УТВЕРЖДАЮ Руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи 201 г. 201 г. СОГЛАСОВАНО Руководитель органа местного самоуправления (наименование органа местного самоуправления) подпись расшифровка подписи СОГЛАСОВАНО Руководитель органа местного самоуправления (наименование органа местного самоуправления) подпись расшифровка подписи 201 г. 201 г. ПЛАН эвакуации и рассредоточения работников и членов их семей (разрабатывается в виде текстового документа с приложениями в формате А4 в книжном виде формата MS Word) пгт Ягодный 2012 г.

30 30 В текстовой части плана эвакуации работников территориального органа федерального органа исполнительной власти и членов их семей отражаются: 1. Порядок приведения эвакуационных органов в готовность. 2. Порядок оповещения о начале эвакуации, сбора работников территориального органа федерального органа исполнительной власти и членов их семей и их инструктирования; 3. Численность работников территориального органа федерального органа исполнительной власти и членов их семей, подлежащих эвакуации; 4. Сведения о СЭП, времени развертывания СЭП и прибытия на них работников территориального органа федерального органа исполнительной власти и членов их семей; 5. Порядок подготовки необходимых документов и минимальнонеобходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации; 6. Порядок передачи документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации; 7. Порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах постоянной дислокации, а также их охраны; 8. Маршруты эвакуации, промежуточные пункты эвакуации, пункты посадки, высадки, количество транспортных средств, выделяемых для эвакоперевозок, их распределение по маршрутам; 9. Начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза в загородную зону; 10. Организация защиты работников территориального органа федерального органа исполнительной власти и членов их семей в местах сбора, на маршрутах эвакуации; 11. Организация управления и связи в ходе проведения эвакуации. ПРИЛОЖЕНИЯ: 1. Карта эвакуации и рассредоточения работников и членов их семей 2. План размещения работников и членов их семей в загородной зоне Председатель эвакуационной комиссии подпись расшифровка подписи

31 31 Гриф экз. Приложение 1 к плану эвакуации и рассредоточения работников и членов их семей КАРТА эвакуации и рассредоточения работников и членов их семей Условные обозначения Председатель эвакуационной комиссии подпись расшифровка подписи

32 32 Гриф экз. Приложение 2 к плану эвакуации и рассредоточения работников и членов их семей ПЛАН размещения работников и членов их семей в загородной зоне (разрабатывается на карте (плане) безопасного района загородной зоны) Условные обозначения Председатель эвакуационной комиссии подпись расшифровка подписи

33 33 Гриф экз. Приложение 9 к плану гражданской обороны РАСЧЕТ укрытия работников территориального органа федерального органа исполнительной власти в пункте постоянной дислокации в рабочее время при внезапном нападении противника по состоянию на 1 января текущего года Укрывается, человек Наименование Количество В структурного Убежище Убежище В работников подразделения 1 2 метрополитене В подвалах подземных переходах Приме чание Всего: Руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи

34 Гриф экз. Приложение 10 к плану гражданской обороны РАСЧЕТ обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам Наименование структурного подразделения Всего Подлежит обеспечению Противогазы Респираторы Медицинские средства защиты в том числе наличие наличие Аптечки индиви- рабочих и служащих потребность потребность дуальные, наличие / потребность ИПП, наличие/ потребность ППМ, наличие / потребность Места выдачи Примечание: ИПП индивидуальные противохимические пакеты; ППМ пакет перевязочный медицинский Примечание Руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи

35 Гриф экз. Приложение 11 к плану гражданской обороны СОСТАВ оперативных групп убывающих на запасные пункты управления для решения задач в области гражданской обороны Фамилия, имя, отчество Занимаемая должность Вид транспорта, маршрут движения, время прибытия на запасный пункт управления Примечание Оперативная группа 1 Оперативная группа 2 Оперативная группа 3 Руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти подпись расшифровка подписи


ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов, отвечающих

СТРУКТУРА плана гражданской обороны (наименование организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время) (далее наименование КОЭ) План состоит из текстовой

Зарегистрировано в Минюсте России 27 марта 2012 г. N 23622 Утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПЛАНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Выписка из Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 70 (зарегистрирован

Утвержден приказом от 16.02.2012 г. 70 Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) I. Общие положения Настоящий Порядок разработки,

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 ноября 2008 г. N 12740 МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПРИКАЗ от 14 ноября

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июня 2004 г. 303 МОСКВА О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы В соответствии с Федеральным законом

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛУХОВИЦКИЙ АГРАРНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» СОГЛАСОВАНО: Председату трудовог Протокол До овета лектива Дорофеев

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 9 декабря 2009 г. N 552 Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве энергетики Российской Федерации В соответствии

Тема 1.5. Предназначение, структура и задачи гражданской обороны (ГО) Содержание: Предназначение, история создания ГО Задачи и основные мероприятия ГО при ведении военных действий Предназначение, история

ГОСТ Р 42.0.02-2001 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Госстандарт России Москва неофициальное издание ГОСТ 42.0.02-2001 Предисловие

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 10 декабря 2008 г. N 241 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В соответствии с Федеральным законом

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН основных мероприятий Тувинского Государственного университета г. Кызыл-2012 г. 2 Первые 1. 2. 3. 4. Оповещение руководящего состава и работников структурных подразделений, уполномоченных

Администрация Мордовского района Тамбовской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ 16.06.2016 г. р.п. Мордово 368 Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Мордовском районе Тамбовской области

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАШАРИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА МОШКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17.05.2013 63 Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Ташаринском сельсовете

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Иркутская область Усть-Илимский район Тубинское муниципальное образование АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16.07.2012 56 п. Тубинский Об утверждении Положения о спасательных службах

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛОКТЕВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22.12.2009 г. 804 г.горняк О планировании мероприятий гражданской обороны на территории Локтевского района В целях организации планирования

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАРЫШСКИЙ РАЙОН» П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 02.02.16 52-А г. Барыш Экз. Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании

ГЛАВА ЧИСТООЗЕРНОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20.06.2007 405 О заблаговременной подготовке загородной зоны и проведению эвакуационных мероприятий в военное время. В соответствии с Федеральным

Приволжский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приволжский региональный центр МЧС России) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по

Г. Южноуральск Российская Федерация Челябинская область АДМИНИСТРАЦИЯ ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Южноуральском городском округе

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИМАНСКИЙ РАЙОН» от 16.02.2016 72 Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании «Лиманский

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. 28-ФЗ О гражданской обороне (по состоянию на декабрь 2009 г. в ред. фз 51-ФЗ от 19.06.2004; 122-ФЗ от 22.08.2004; 103-ФЗ от 19.06.2007; 267- ФЗ от 25.11.2009) Принят

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на общем собрании Директор ГБОУ СОШ 2 Протокол _1 «_10_» 01 2012 г. Л. И. Ахмерова Приказ 16 от «_11_» 01_ 2012 г. ПОЛОЖЕНИЕ о гражданской обороне и мобилизационной деятельности государственного

Возникновении чрезвычайных ситуаций, а также определение привлекаемых для этого сил и средств. 1.3. Обязанности относительно разработки и внедрения Плана, а также ответственность за его соответствие требованиям

12 февраля 1998 года N 28 ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ (в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123 ФЗ, от 19.06.2004 N 51 ФЗ, от 22.08.2004 N 122 ФЗ, от 19.06.2007

ПОЛОЖЕНИЕ об организации и ведении гражданской обороны в ГБОУ СОШ 1912 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской

ПОЛОЖЕНИЕ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В ГБПОУ «СОЛИКАМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Дата введения-2015-04-03 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения мероприятий

12 февраля 1998 года N 28-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года Список изменяющих

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 61 имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско» 299006,

УТВЕРЖДЕНО постановлением Главы Локомотивного городского округа от «10» октября 2014 г. 84-П ПОЛОЖЕНИЕ о спасательных службах гражданской обороны и нештатных аварийно-спасательных формированиях Локомотивного

План гражданской обороны организации, не отнесённой к категории по гражданской обороне. 1. При доведении до организации, прекращающей производственную деятельность в военное время на территории Снежинского

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОТЛАС» ПОСТАНОВЛЕНИЕ от «_27_» _февраля_ 2009 г. _277_ Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны на территории МО «Котлас» В соответствии

АПОУ «ИПЭК» ПОЛОЖЕНИЕ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ ЛА-23 СИТУАЦИЯМ В КОЛЛЕДЖЕ Предисловие 1 РАЗРАБОТАНО АПОУ «ИПЭК». 2 ПРИНЯТО Советом колледжа (протокол от 29.12.2014г. 16) и ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИВЕРСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 ноября 2016 года 690 «Об организации и ведении гражданской

См. графическую копию официальной публикации Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ Рассмотрено На

12 февраля 1998 года N 28-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ (в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123-ФЗ, от 19.06.2004 N 51-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007

Приложение 1 к приказу от «27» января 2014 г. 01-05/11 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ НСО «Новосибирский торгово-экономический колледж» Ж.В. Сафонова «27» января 2014 г. /ПОДПИСАНО/ Положение об объектовой эвакуационной

Утверждено постановлением Администрации Шевченковского сельского поселения от 24.05.2013 27 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке создания нештатных аварийно-спасательных формирований на территории Шевченковского сельского

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РАСПОРЯЖЕНИЕ от 7 июля 2009 г. N 123-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТАМОЖЕННЫХ

A S5 * \ & л м п ч > : и 4- \ 1> сз- -с" л? «я???# * * w ПОЛОЖЕНИЕ об организации и ведении гражданской обороны в МАОУ «Гимназия 6» СЭД-01-02-8 Е. А. Васильева 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 22.01.2016 1-П О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 05.11.2008 566-П В целях приведения в соответствие с законодательством

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Иркутская область муниципальное образование «Усть-Илимский район» А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 14.01.2016 г. Усть-Илимск 5 Об утверждении Положения об организации

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОСНОВОБОРСКА ПОСТАНОВЛЕНИЕ апреля 2016 года Об утверждении положения «Об организации и ведении гражданской обороны в городе Сосновоборске» В соответствии с Федеральным законом от

Защита населения, материальных и культурных ценностей в современной войне Москва 2014 Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного

Г Л А В А ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 09.06. 201 6 г. 163/6 Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Истринском муниципальном

Для служебного пользования Экз. ОБРАЗЕЦ ДЕПАРТАМЕНТА С/Х. УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Губернатора Курганской области директора Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ АЛЬМЕНЕВСКОГО РАЙОНА ПОСТАНОВЛЕНИЕ апреля 2016 года с. Альменево Об организации и ведении гражданской обороны на территории Альменевского района Во исполнение Федеральных

2 - повышение квалификации руководителей НФ академии по программе обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в учебнометодическом центре по ГО и ЧС Ульяновской области и на курсах ГО МБУ «Управление

ГЛАВА города Вышний Волочек Тверской области Постановление от 03.03.2016 62 Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании «Город Вышний Волочёк»

Тема: «Действия личного состава при приведении нештатного аварийно-спасательного формирования в готовность» 1. Предназначение и порядок создания НАСФ Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют

Постановление Мэра города Набережные Челны от 01.02.2016 М 30 О внесении изменений в Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании город Набережные Челны, утвержденный

МЧС России Южный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию и подготовке к эвакуации материальных

Российская Федерация АДМИНИСТРАЦИЯ Романовского сельсовета Александровского района Оренбургской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 08.07.2011 г. 31-п Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской

НОУ ВПО ЕССЕНТУКСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА ПРИКАЗ 20.09.2011 г г. Ессентуки 40 О введении в действие «Должностной инструкции инженера по гражданской обороне уполномоченного на решение задач

УТВЕРЖДАЮ Председатель КЧС и ПБ (название организации, объекта) 2014 г. План - конспект для проведения занятия с нештатными аварийно-спасательными формированиями (Учебная группа 1 Базовая подготовка) Тема

Введено в действие Приказ 108 от 30.09. 2011 г. Утверждено Директор школы: Игнатьев М.В. ПОЛОЖЕНИЕ об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовательном учреждении «Южно-Подольская

П Е Р Е Ч Е Н Ь нормативных правовых, организационно-планирующих документов и документов по управлению мероприятиями ГО и ЧС, для разработки в организациях, предприятиях и учреждениях (объектах экономики)

Тема 5: Объектовое звено РСЧС и Гражданская оборона в образовательном учреждении. Нормативно правовое обеспечение Федеральные законы 1. 28-ФЗ от 12.02.98 г. «О гражданской обороне» 2. 68-ФЗ. от 21.12.94

Перед тем, как начать вкладывать деньги и время в какой-то бизнес-проект, настоятельно рекомендуется все хорошенько взвесить и обдумать.

Результатом этих мыслительных потуг должен быть некий документ, который называют бизнес-планом.

Предназначение и цели бизнес-плана

Чем лучше составлен бизнес-план, чем больше в нем уделено внимание краеугольным камням рассматриваемого бизнеса, тем самым вероятность его успешного старта, хорошей рентабельности и окупаемости выше. . В противном случае без такого документа вся деятельность рискует превратиться в хаотические движения и в безнадежный поиск удачи и успеха.

Бизнес-план нужен не только для того, чтобы собственнику бизнесу использовать его в качестве дорожной карты. С хорошо отработанным планом можно идти к инвесторам или потенциальным кредиторам, которым посредством этого документа будет удобно знакомиться с предлагаемым проектом и принимать по нему решение.

Этот план является уникальным, описывает неповторяющиеся события. Он имеет четкую структуру, которая общепринята для подобного рода документов. Основная его задача – это комплексно отразить все стороны реализации проекта. То есть, бизнес-план представляет собой плановый документ, имеющий собственную структуру, которыйотражает направления развития проекта.

Методики составления

Методики составления есть разные. Каждая из них разрабатывалась отдельными международными организациями, для эффективного предоставления кредитов. Среди них такие методики, как:

  1. Методика UNIDO предназначалась для оценки инвестиционных проектов. По этой методике проект, а точнее, его ход, должен проектироваться в виде цикла из прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной фаз.
  2. Методика KPMG предусматривает создание такого документа, который предназначался для руководителей организации, а не для инвесторов. По данной методе план более насыщен информацией, которая представляет интерес менеджменту предприятия и его сотрудникам.
  3. Методика Европейского банка реконструкции и развития предусматривает больше внимания уделять учету кредитных средств и SWOT-анализу. По данной методе получаются самые краткие из всех планов.
  4. Методика BFM Group предлагает отрабатывать планы, направленные на инвесторов.

Стандартная структура

В зависимости от используемого метода, структуры бизнес-планов отличаются между собой. Тем не менее среди них есть и много схожих разделов. Большинство бизнес планов имеют резюме, описание продвигаемого товара или услуги, анализ рынка, маркетинговый и производственный планы, риски и финансовую составляющую.

В начале документа идет резюме. Любой бизнес-план начинается именно с этого раздела. В нем указывается:

  • цель проекта;
  • кто является его руководителем;
  • сколько средств нужно на его реализацию;
  • срок окупаемости.

Все эти данные должны опираться на расчеты, которые проделываются дальше по тексту документа.

В резюме указывается и сама идея проекта, чем предполагается заниматься и почему это должно быть выгодно. Этот раздел должен заинтересовать инвестора и если это произойдет, он начнет изучать и все остальное его содержимое.

Описываем предоставляемые товары или услуги

В этом разделе, который следует за резюме, нужно полностью описывать вид деятельности, чем и как планируется заниматься. Главное, на что обращают внимание в этом разделе, это указать причины, по которым товар или услуга будут пользоваться спросом.

Опять нужно указать объем финансов и на что они пойдут, как именно задуманное дело будет развиваться, и какое количество персонала на это потребуется. Если для бизнеса нужно закупить оборудование, то следует приложить прайс-листы компаний, которые его продают, а в разделе сделать краткий обзор и ссылку на прикрепленные листы. Не рекомендуется этот раздел делать больше, чем на 1 страницу.

Проведите анализ рынка, который бы основывался на объективных исследованиях. Информацию по исследованиям можно взять из экспертных данных разных аналитиков. Необходимо описать потенциального клиента, указать их категорию, ориентировочное количество.

Цифры должны убедить инвестора, что спрос на конечный продукт вашего бизнеса в регионе есть, его будут покупать по конкретным объективным причинам.

Вслед за этим опишите уровень конкуренции в регионе, укажите ваших потенциальных прямых конкурентов. Это заинтересует инвесторов. Через изучение конкурентов они дополнительно могут для себя прийти к выводу, насколько ниша прибыльна и заполнена.

Маркетинг

Часто этот раздел описывается как-то в общем, не конкретно. Начинающие свое дело ошибочно считают, что весь бизнес состоит из закупки оборудования, аренды помещения, найма персонала и организации производственного процесса. Поэтому их бизнес-планы акцентируют внимание на этих процессах. Но это неверно, особенно если такой план рассчитан на получение инвестиций или займа.

На схеме отображено представление бизнес-плана с точки зрения маркетинга

Тех, кто дает деньги, интересует вопрос, как именно будут привлекаться клиенты, которые и приносят деньги. Отсутствие или наличие достаточного количества клиентов делает бизнес либо убыточным, либо прибыльным. А привлечь их, сделать так, чтобы они покупали – целое искусство.

Будь товар хоть трижды качественным, если система привлечения клиента поставлена слабо, он будет плохо продаваться. И, наоборот, посредственный товар или услуга могут продаваться очень хорошо за счет эффективного продвижения.

Инвестор это знает, поэтому этот раздел его особо заинтересует. И если в нем он увидит только общие фразы, дальше он читать не будет. Поэтому в разделе маркетинга нужно дать ответ на следующие вопросы:

  1. Как происходит ценообразование, на каких исследованиях рынка делается такой вывод?
  2. Как будет организована рекламная кампания, сколько средств на нее придется потратить и как быстро они окупятся?
  3. Как будет происходить борьба с конкурентами, какие акции и скидки для этого будут использоваться?

Производство

Следующий раздел в бизнес-плане касается самого производственного процесса. В нем нужно указать, как будет происходить процесс и оплата, работа с поставщиками и клиентами. Если планируется производство, то нужно указывать на необходимые для него компоненты, кто поставщик, что будет произведено на каждом этапе и как конечный продукт будет защищен от брака.

В организационном разделе нужно указать количество персонала, который нужен для бизнеса, какие требования к нему, какие функции выполняет каждый работник и какие издержки предприятия будет нести на заработную плату.

В финансовой части бизнес-плана нужно произвести расчет всех капиталовложений в бизнес, которые предвидятся. Сюда включаются расходы на:

  • оформление документов;
  • аренду или покупку помещения;
  • закупку оборудования и сырья;
  • заработную плату;
  • коммунальные услуги;
  • рекламу и т. д.

Лучше разделить все расходы на две позиции – при старте и каждый месяц. Но вся необходимая сумма должна быть сведена в итоговую. Именно она отображается в резюме бизнес-плана.

После этого рассчитайте доходность проекта за год. Сделайте два варианта, один из которых был бы пессимистичным, а другой оптимистичным. Тут нужно указать прогнозируемый поток клиентов, сколько стоит товар и услуга, график работы персонала и т. п.

Рентабельность проекта рассчитывается исходя из пессимистичного прогноза, на основании которого и делается вывод о сроке возврата вложенных инвестиций.

В разделе анализа рисков нужно предусмотреть те вероятные факторы, которые могут негативно повлиять на функционирование проекта. Это могут быть изменения налоговой политики государства, цен на энергоносители, увеличение конкуренции и т. д.

Возможные дополнения структуры

При необходимости бизнес-план может быть дополнен другими разделами. Например, можно ввести раздел, обосновывающий выбор организационно-правовой формы предприятия.

В нем необходимо показать, почему выбранная форма будет оптимальной, как за счет этого выбора будут экономиться финансовые средства. Иногда в планах указывается форма предприятия, но почему именно она ответ не дается.

О чем нужно писать в каждом разделе указывалось выше. Теперь о том, как оно должно быть написано. Желательно писать кратко и по существу. Им нужны сухие цифры, факты, чтобы все было понятно и просто. Чем больше план будет соответствовать этим требованиям, тем больше шансов получить от инвесторов или кредиторов согласие. Подробно о грамотном написании бизнес-плана рассказано в этом видео:

Результаты составления и применение бизнес-плана

Бизнес-план составляется не только для того, чтобы инвестор или кредитор дал на проект деньги. Он нужен для планирования хозяйственной деятельности предприятия на различные периоды. Он служит для того, чтобы помочь предпринимателю:

  • определить конкретные направления деятельности – например, или ;
  • сформулировать цели, как долгосрочные, так и краткосрочные;
  • установить маркетинговые мероприятия;
  • предусмотреть возможные неблагоприятные факторы и т. д.

Не стоит подходить к бизнес-плану, как к заявлению на получение денег от инвесторов. Он не должен быть мертвым документом, который после его составления и рассмотрения откладывается далеко в ящик.

Если это так, значит, он составлен неверно, и инвестор или кредитодатель это почувствовали и отказали в просьбе. Но в том случае, когда план действительно рабочий, отработан по каждому разделу, он дате положительный результат. Вы не только получаете инвестиции, но и имеете четкое руководство к действию.