Презентация экологическое образование в детском саду. Презентация "Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье" () по биологии – проект, доклад. "Экосистема в дошкольной организации"

Презентация экологическое образование в детском саду. Презентация "Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье" () по биологии – проект, доклад. "Экосистема в дошкольной организации"

Cлайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» р.п Токарёвка Тамбовской области

Cлайд 2

Модель экологического воспитания и образования дошкольников Цель экологического воспитания: Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих. Развивающая среда: Экологическая тропинка, лаборатория, альпийская горка, искусственный водоем, цветники, учебный огород, уголок доктора Айболита (лекарственные растения), живые уголки с животными: морская свинка, попугай, аквариумными рыбками, растениями; птичий столб, тополиная аллея, фруктовый сад.

Cлайд 3

Эколого- познавательный блок. Задачи: -освоение экологических представлений; -развитие познавательных умений; -овладение умениями ухода за живыми существами.

Cлайд 4

Формы и методы работы: 1.Экологические занятия; 2.Кружковая работа. Детская фантазия. 3.Уроки мышления. Почему у елки зеленые иголки? Где ночуют птицы? Чем дышит береза? Почему расцвечиваются листья? 4.Экскурсии. Поиск осенних примет. Парк зимой. Растения луга. К водоему. 5.Экологические игры. -Имитационные (Экологические пирамидки); -Соревновательные («Вопрос-ответ» и т. д.); -Игры-путешествия («На дно моря» и т. д.); -Дидактические («Кто где живет», «У кого какой дом» и т. д.). 6.Экологическая тропа.

Cлайд 5

7.Наблюдения. Почему кошки ходят тихо? Что мы знаем о собаке? Какие бывают деревья? Облака - белокрылые лошадки! 8. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций. 9.Лаборатория юного эколога: -проведение опытов; -рассматривание коллекций. 10.Занятия в уголке природы. 11.Прогулки на участке детского сада и за его пределами. 12.Моделирование: Чьи это ноги? Узнай по следу? Засели дом.

Cлайд 6

Эколого-оздоровительный блок Задачи: формирование здоровья и здорового образа жизни детей средствами природы. Формы и методы работы. 1. Традиционная система оздоровительной работы на свежем воздухе (утренняя гимнастика, закаливание и др.) 2. Пешие прогулки по участку и за его пределы. 3. Психологические тренинги с участием животных. 4. Ходьба по тропе здоровья (выложена из шишек, гальки, веточек, семян каштана, скорлупы грецких орехов, соломы). 5. Фитоуголок. (Дыхательные упражнения в уголке фитонцидных растений.) 6. Занятия в уголке доктора Айболита.(О лекарственных растениях.) 7. Уроки безопасности. Дорога к дому (о правилах поведения на улице). Знойное лето (о жаркой погоде). Такие вкусные и опасные (о ягодах, фруктах, овощах). Едем купаться! 8. Подвижные игры (сьедобное-несьедобное). 9. Фитобар, полоскание полости рта и горла отварами растений: ромашка, шалфей.

Cлайд 7

Cлайд 8

Эколого-эстетический блок Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. В.А.Сухомлинский. Задачи: - формирование у детей умения видеть и понимать красоту природы, беречь прекрасные творения; - развитие у детей эстетического вкуса посредством природных объектов; - развитие у детей положительных эмоций и чувств от общения с природой.

Cлайд 9

Формы и методы работы: Интегрированные занятия (изоэкология, экология и музыка, экология и художественная литература). Наблюдения в природе. Осенний листопад. Падают пушинки-белые снежинки. Серебристый иней. Апрель, апрель- на дворе опять капель. 3. Экологические выставки. Такие разные деревья (фото). На что похоже (сучья, камни похожие на какой-либо объект живой природы). Рисуем зиму. Что можно сделать из природного материала. Человек и его добрые дела на Земле. 4.Экологические развлечения и праздники. Восенушка-осень! Здравствуй гостья-зима! День прилета грачей. Лето красное, солнце яркое! 5. Экологические акции. Красота спасет мир. Наш детский сад- зеленый дом. 6. Коллекционирование. 7. День экологического творчества. 8. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций.

Cлайд 10

Cлайд 11

Эколого-нравственный блок. Задачи: -формирование эмоционально-положительных отношений детей к природе; -накопление детьми опыта гуманного отношения к растениям и животным; -формирование понимания зависимости состояния природного мира от действий человека.

Cлайд 12

Формы и методы работы. 1.Экологические тренинги с животными. 2.Экологические акции. Строим замки для птиц. Санитарный день. Посади дерево. Покормите птиц зимой. Нам до всего есть дело и др. 3.Интегрированные занятия (экология-социальный мир, экология-художественная литература). 4.Ролевые экологические игры. Строительство города. Отдыхаем в лесу. Зеленый патруль и др. 5.Уроки доброты. Как заботиться о комнатных растениях? Что нужно делать, чтобы не пугать животных? Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево? Когда я был добрым по отношению к природе? Что рассказала тебе природа? 6.Беседы. 7.Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг. 8.Занятия в уголке природы. 9.Психологические тренинги с участием животных.

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Рубцова Наталья Валерьевна


  • Область «Безопасность»:
  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
  • Область «Познание»:
  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской деятельности.

  • задачи по экологическому воспитанию. исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; использование дополнительных возможностей интеграции специ­алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья
  • задачи по экологическому воспитанию.
  • исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;
  • формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности;
  • использование дополнительных возможностей интеграции специ­алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры;
  • на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
  • формирование знаний о природе;
  • развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение.
  • диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования;
  • обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья

Схема построения экологического образования в ДОУ

Экологическое

образование

Природа человеку

Человек природе

Правила охраны

природы – личное

участие каждого

в природоохранных

мероприятиях


Модель экологического пространства в ДОУ

В помещении

Коридоры

На участке

Библиотека

Музыкально-

физкультурный зал

Экологическая

Уголки природы

Мини-музеи

Исследовательский

Календарь

Комнатные

растения

Деревья и

кустарники

Мини планетарий

Огород на

Животные

подоконнике

Экологический

Аптека на

Природные и

Аквариумы

подоконнике

ландшафтные

особенности территории


Экологические центры: групповые уголки живой природы о опытническо -экспериментальные лаборатории






  • метод наблюдения с подключением различных анализаторов,
  • опыты и эксперименты,
  • проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);
  • словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.),
  • практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы),
  • игровые методы и игра,
  • практическая работа и поисковая деятельность;
  • экскурсии,
  • метод проектов

  • занятия;
  • экскурсии;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • экологические проекты (педагогические, детско-родительские);
  • проведение экологических викторин и олимпиад;
  • выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»



  • главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой),
  • терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным),
  • внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей),
  • бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)

  • разработки содержания эмоционально-положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника;
  • создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе;
  • методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.

Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков и связной речи,
  • развитие исследовательских навыков,
  • умения планировать деятельность для получения конечного результата,
  • повышение личной уверенности у каждого участника проекта,
  • проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек

  • Детско-родительские проекты,
  • Семейные клубы,
  • Встречи по интересам
  • Информационное просвещение родителей,
  • Совместные мероприятия (экскурсии в музеи, зоопарк, дендрарий, планетарий),
  • Совместные занятия,
  • Экологические праздники и развлечения,
  • Совместные акции
  • И другое












Слайд 1

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Турскова Любовь Александровна, старший воспитатель МДОУ № 446

Слайд 2

Сведения о МДОУ – детском саду № 446

Адрес: ул. Баумана, 43, телефон 331-19-22 МДОУ работает по программе «Из детства в отрочество» Использует парциальные программы Т.Н.Николаевой «Юный эколог», 2003 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2005

Слайд 3

Область «Безопасность»: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Область «Познание»: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Слайд 4

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).

задачи по экологическому воспитанию. исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; использование дополнительных возможностей интеграции специ­алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья

Слайд 5

В основу работы положены принципы:

краеведения; педоцентризма (или «позитивного центризма»); природосообразности; научности и доступности понятий; «спирали»; междисциплинарности и интеграции содержания; от простого к сложному

Слайд 6

Слайд 7

В помещении

Исследовательский центр

Уголки природы Мини-музеи Мини планетарий

Экологический театр

Календарь природы

Комнатные растения

Животные Аквариумы

Огород на подоконнике

Аптека на подоконнике

Библиотека

Экологическая тропа

Огород Клумбы и газоны

Природные и ландшафтные особенности территории

Модель экологического пространства в ДОУ

Коридоры и холл

Музыкально- физкультурный зал

Деревья и кустарники

На участке группы

Слайд 8

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 16

Методы и приемы, использованные в экологическом образовании ДОУ

метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность; экскурсии, метод проектов

Слайд 17

Формы работы с детьми

занятия; экскурсии; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; экологические проекты (педагогические, детско-родительские); проведение экологических викторин и олимпиад; выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»

Слайд 20

Слайд 21

Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы:

«Посади дерево» (к Дню Земли), «Аллея выпускников»; «День цветов» (посадка цветочных аллей); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным) «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая), «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых); «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Книжника больница», «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ), «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) «Спасем муравейник» и другие

Слайд 22

Экологические заповеди

главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой), терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным), внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей), бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)

Слайд 23

Слайд 24

Условия организации работы с родителями

разработки содержания эмоционально-положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника; создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе; методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.

Слайд 25

Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты.

Задачи: развитие коммуникативных навыков и связной речи, развитие исследовательских навыков, умения планировать деятельность для получения конечного результата, повышение личной уверенности у каждого участника проекта, проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек